О добре, о знании, о Сократе

Сократа, поистине, можно считать «первопроходцем» в антропологической проблематики античной философии. Для него основной интерес представлял внутренний мир человека, его душа и добродетели. Он утверждал о неразрывной связи добра и знания, считал, что они не могут быть отделены друг от друга: «Добродетель есть знание». Поэтому человек, познавший суть добра, не станет поступать плохо и несправедливо. Зло — скорее ошибка суждения, и после того, как душа и разум избавятся от ложных предрассудков, в них проявится добро.

Размышляя на эту тему, мне пришла в голову мысль в подтверждение этой теории. Человек, знающий тему поверхностно или непонимающий сути, легче категорично отзовется о суждениях, чем сможет терпимо отнестись к этому.

Например, человек, будь то даже немного знакомый с искусством авангарда, но не понимающий сути, назовет его размазней и за искусство вовсе не примет. И только зритель, углубившийся в эту тему, расширяет тем самым для себя рамки восприятия, соответсвенно если не разделит точку зрения ценителя, то не станет и категорично опровергать. И в искусстве, и в науке мне вспоминается множество таких примеров, к слову творчество Стравинского…

Но, выходит, чем больше ты знаешь, тем больше рамки восприятия раздвигаются, тем больше мы не можем категорично отстраняться от каких-то идей. Узнавая все сильные и слабые стороны, сделав глубокий анализ, легче определиться с тем, чего бы НЕ совершил, а многое другое подвергается сомнениям. «Ты над другими посмеиваешься, всем задаешь вопросы, сам же ни о чем своего мнения не высказываешь,» — Ксенофонт о Сократе.

И сам Сократ, говоря о своем незнании, хотел указать на ничтожность человеческого знания. Всей своей жизнью Сократ старался реализовать нравственную сущность своей концепции. И его смерть, когда он ради утверждения справедливости отказался от жизни, явилась апогеем его нравственной философии.

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *